Теория электропривода

Ремонт iphone предложения услуг в Самаре Ремонт айфонов в Самаре.          

Потери энергии в переходных процессах работы электропривода


Технологические процессы множества производственных механизмов имеют циклический характер, определяющий необходимость частых пусков, реверсов и торможений электропривода. В переходных процессах реализуются динамические нагрузки, увеличивающие момент двигателя до значений, ограниченных допустимой кратковременной перегрузкой двигателя, которые вызывают значительный рост мощности потерь и увеличение интегральных потерь энергии за время цикла работы. Существенные динамические нагрузки, действующие в течение значительной части общего времени цикла, во многих случаях вносят основную долю тепла, выделяющегося в двигателе, и оказывают на его нагрев определяющее влияние. Для количественного учета влияния переходных процессов электропривода на нагрев двигателя требуется расчет тепловыделения в двигателе за время переходных процессов. В общем случае для решения этой задачи необходимо рассчитать переходный процесс и получить зависимости M(t), i(t), Ф(t), w(t),f1(t) и т. д. Расчет мощности потерь в двигателе и его цепях DPДВ S(t) или DРДВ.ГР (t) при наличии этих зависимостей может быть с приемлемой точностью произведен по формулам, приведенным в §5.2. Далее определяется энергия потерь в двигателе и его цепях за время переходного процесса

или тепловыделение в двигателе

Для двигателя постоянного тока с независимым возбуждением мощность потерь в якорной цепи, выделяющаяся в переходном процессе, определяется (3.36) (электромагнитной инерцией пренебрегаем):

где s=(w0-w)/w0 - относительный перепад скорости.

Мощность потерь, выделяющихся в переходном процессе в роторной цепи асинхронного двигателя, может быть представлена той же формулой:

где s=(w0-w)/w0 - скольжение двигателя.

Следовательно, энергия потерь, выделившаяся за время переходного процесса в якорной цепи двигателя постоянного тока или в роторной цепи асинхронного двигателя, может быть определена более удобными путем:

Из основного уравнения движения при Мс=0 получим

Произведем замену переменной w на s:



Следовательно,




Подставив это выражение в (5.16), получим:

 где


Отсюда энергия, выделяющаяся в соответствующей силовой цепи за время переходного процесса вхолостую



Для процесса пуска вхолостую sнач=1, skoh=0. При этом



Получен интересный физический вывод: потери энергии, выделяющиеся за время пуска вхолостую в силовой цепи двигателя, мощность потерь в которой пропорциональна относительному перепаду скорости (скольжению), численно равны кинетической энергии, которую за время пуска приобретают движущиеся массы привода.

Для торможения электропривода противовключением (sнач=2, sкон=0)



Соответственно для процесса реверса (sнач=2, sкон=0):



Для процесса динамического торможения (sнач=1, sкон=0):



Для пояснения физических особенностей рассматриваемого явления обратимся к конкретному наиболее важному в практическом отношении примеру пуска вхолостую асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором. На рис.5.4,а представлена механическая характеристика двигателя с двойной беличьей клеткой. Эта характеристика обеспечивает практическое постоянство пускового момента двигателя и без существенной погрешности может быть аппроксимирована двумя прямыми, как показано на рисунке штриховыми линиями. Процесс пуска вхолостую при этом будет равномерно ускоренным с ускорением


Время пуска составит



Мощность потерь в роторной цепи при пуске



На рис.5.4,б представлены зависимости Р12(1)=M1w0, P2(1)=М1w в функции времени t. Мощность скольжения DP2(1)=М1(w0-w) показана вертикальной штриховкой. Очевидно, интеграл по времени от мощности скольжения в соответствии с (5.18) пропорционален этой заштрихованной площади. Электромагнитная энергия, переданная ротору (напомним, что потери в стали и механические потери отнесены выше к постоянным потерям и здесь не учитываются) за время пуска





Рис.5.4 Механическая характеристика (а) и графики для процесса пуска

(б, в) асинхронного двигателя



Рис.5.4 (продолжение)

на рис.5.4,б пропорциональна площади прямоугольника P12(1)tП(1) Наглядно видно, что половина потребленной за время пуска энергии затрачена на увеличение запаса кинетической энергии в движущихся массах привода JSw20/2, а вторая половина выделилась в виде потерь скольжения на сопротивлениях роторной цепи R'2S.



Момент двигателя, характер его изменения в переходном процессе в соответствии с (5.17) не влияют на потери энергии DAЭЛ.п.п В инвариантности потерь относительно момента двигателя можно убедиться, предположив, что пуск происходит при сниженном вдвое пусковом моменте (см. рис.5.4,a) При этом вдвое снижается электромагнитная мощность P'12(1)=0,5М1w0, ускорение е'п(1)=0,5М1/JS и вдвое увеличивается время пуска t'п(1)=2tп(1) Зависимости Р'12(1) и Р'2(1), показанные на рис.5.4,б, свидетельствуют о том, что потребление энергии и потери при этом не изменяются

Рассматривая рисунок, убеждаемся в том, что потери энергии можно снизить только путем уменьшения мощности скольжения DP2 при неизменном времени пуска (М=М1). Допустим, что путем переключения обмоток фаз статора в асинхронном двигателе при пуске можно вдвое увеличить число пар полюсов, т е. уменьшить вдвое скорость поля до 0,5w0 При этом электромагнитная мощность Р12=Р12(2)=М1(0,5w0) и за время пуска до скорости 0,5wп потери энергии составят



На втором участке пуска переключением обмотки синхронная скорость увеличивается до w0. На этом участке sнач=0,5 и skoh=0, поэтому в соответствии с (5 17)



Суммарные потери за время ступенчатого пуска




вдвое меньше, чем при прямом пуске. Эти потери на рис.5.4,в пропорциональны площади двух заштрихованных треугольников. Очевидно, существенное снижение потерь энергии достигнуто за счет соответствующего снижения мощности потерь скольжения

Использование ступенчатого пуска четырехскоростных асинхронных короткозамкнутых двигателей, как можно убедиться аналогичным расчетом, снижает потери энергии при пуске вхолостую в 4 раза. Еще более эффективным путем является непрерывное управление скоростью идеального холостого хода электропривода. Остановимся на этой возможности несколько подробнее.

Если пренебречь электромагнитной инерцией, момент двигателя постоянного тока или асинхронного двигателя в пределах линейной части механической характеристики можно формировать в переходном процессе, управляя соответственно напряжением на якоре или частотой тока статора:





В частности, можно осуществить пуск при М=М1=const, если при Мс=0 сформировать следующий закон изменения w0:



где



Графики P12(t), P2(t), M(t), соответствующие (5.19), представлен на рис.5.5,a. Потери энергии за время пуска пропорциональны заштрихованной площади. При моменте М1, выбранном либо по допустимому ускорению едоп, либо по перегрузочной способности двигателя, это управление обеспечивает минимальные потери в цепи якоря или ротора за время пуска:



Нетрудно видеть, что потери в сравнении с потерями при пря мом пуске снижаются в отношении 2w0нач/w0ном, которое в зависимости от мощности и типа двигателей лежит в пределах 0,1¸0,2. На практике используют более простой способ управления - переходные процессы электропривода при линейном нарастании w0, рассмотренные в §4.9. Такой процесс пуска вхолостую представлен на рис.5.5,б. Здесь показаны зависимости w0(t); w(t); М(t). При работе в пределах линейной части механической характеристики мощность потерь в цепи якоря или ротора двигателя определяется соотношением





Рис.5.5 Переходные процессы при частотном пуске асинхронного двигателя

С помощью формулы M(t) для рассматриваемого переходного процесса (4.75) при М=0 определим потери энергии






При получении (5.21) учтено, что t0>>4TМ, а за время 4TМ функция е-t/Tм уменьшается практически до нуля Так как обычно t0>>TМ , такой способ пуска также характерен минимальными потерями энергии. Для сравнения (5 21) с (5 20) обозначим в (5.21):

Получим



Таким образом, (5.21) при t0>>Tм определяет практически те же потери, что и (5.20) при увеличении времени пуска на время (3-4)·Тм.

Решение задачи определения потерь энергии в цепях якоря или ротора двигателя в переходных процессах при Мс¹0 приводит к громоздким, неудобным для практического использования расчетным соотношениям Для оценки влияния статической нагрузки можно принять, что в сравнении с режимом переходного процесса при Мс=0 переходный процесс под нагрузкой отличается длительностью При М=М1=const время пуска и торможения вхолостую





Время пуска под нагрузкой (wс=w0)



торможения под нагрузкой



поэтому потери энергии при пуске и торможении при Мс¹0 можно оценить так



Полные потери энергии за время переходного процесса двигателя постоянного тока с независимым возбуждением включают в себя кроме переменных постоянные и механические потери



Если за время переходного процесса мощность постоянных потерь в двигателе DPС и потерь в механизме DPMex изменяется существенно, в формулу (5.22) следует подставлять средние значения этих величин.

При определении полных потерь энергии за время переходного процесса асинхронного двигателя необходимо учитывать, что к переменным потерям здесь относятся и потери в статорной цепи двигателя С учетом (5 9) можно записать



При реостатном пуске двигателя постоянного тока или асинхронного двигателя с фазным ротором потери энергии, выделяющиеся в двигателе, существенно меньше полных потерь DAппS Для двигателя постоянного тока



Здесь Rяд - среднее за время пуска внешнее добавочное сопротивление. Для асинхронного двигателя с фазным ротором:



Таким образом, потери энергии за время переходного процесса, выделяющиеся непосредственно в двигателе, при реостатном управлении составляют лишь долю полных потерь DAП.п.S, основная часть которых выносится из двигателя во внешние добавочные сопротивления. Для асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором или для асинхронного пуска синхронного двигателя потери, определяемые (5.23) за вычетом только потерь в механизме DPмех tn.п, являются греющими:



Введение добавочных сопротивлений в цепь статора при этом увеличивает полные потери, не снижая греющих.

Полученные расчетные соотношения и выполненный анализ потерь энергии в переходных процессах являются основой для выбора асинхронных короткозамкнутых двигателей и инженерной оценки энергопотребления.



Содержание раздела