Лекции ТММ

         

Волновые передачи


ЛЕКЦИЯ 18

Краткое содержание:
[Назначение и области применения]
[Преимущества и недостатки волновых передач]
[Классификация типовых структурных схем ВЗП]
[Структура волновой зубчатой передачи]
[Кинематика волнового механизма]
[Расчет геометрии волнового зубчатого зацепления]

Волновые передачи:

Назначение и области применения:
Волновой передачей называется зубчатый или фрикционный механизм, предназначенный для передачи и преобразования движения (обычно вращательного), в котором движение преобразуется за счет волновой деформации венца гибкого колеса специальным звеном (узлом) – генератором волн. Основными элементами дифференциального волнового механизма являются: входной или быстроходный вал с генератором волн, гибкое колесо с муфтой, соединяющей его с первым тихоходным валом, жесткое колесо, соединенное со вторым тихоходным валом, корпус.

Рис. 18.1

Существует большое количество конструкций волновых механизмов. Обычно эти механизмы преобразуют входное вращательное движение в выходное вращательное или поступательное. Волновые механизмы можно рассматривать как одну из разновидностей многопоточных планетарных механизмов, так как они обладают многозонным, а в случае зубчатого механизма, и многопарным контактом выходного звена с гибким колесом. Многозонный контакт обеспечивается за счет формы генератора волн (кулачок чаще с двумя, редко с тремя выступами), многопарный – за счет податливости зубчатого венца гибкого колеса. Такое сочетание позволяет волновым механизмам передавать значительные нагрузки при малых габаритах. Податливость зубчатого венца обеспечивает достаточно равномерное распределение нагрузки по зубьям, находящимся в зоне зацепления. При номинальных нагрузках процент зубьев находящихся в зацеплении составляет 15-25% от общего их числа. Поэтому в волновых передачах применяется мелкомодульное зацепление, а числа зубьев колес лежат в пределах от 100 до 600. Зона зацепления в волновой зубчатой передаче совпадает с вершиной волны деформации.


По числу зон или волн передачи делятся на одноволновые, двухволновые и так далее. Передачи с числом волн более трех применяются редко. Распределение передаваемых усилий по нескольким зонам уменьшает нагрузку на элементы пар и позволяет существенно уменьшать габаритные размеры и массу механизмов. Многозонный и многопарный контакт звеньев существенно увеличивает жесткость механизма, а за счет осреднения ошибок и зазоров, уменьшает мертвый ход и кинематическую погрешность механизма. Поэтому волновые механизмы обладают высокой кинематической точностью и, несмотря на наличие гибкого элемента, достаточно высокой жесткостью. Образующиеся в структуре волнового механизма внутренние контуры, увеличивают теоретическое число избыточных или пассивных связей в механизме. Однако гибкое колесо за счет податливости компенсирует ряд возникающих перекосов. Поэтому при изготовлении и сборке волновых механизмов число необходимых компенсационных развязок меньше чем в аналогичных механизмах с жесткими звеньями. Гибкое колесо обеспечивает волновым передачам возможность передачи движения через герметичную стенку, которая разделяет две среды (например, космический аппарат и открытый космос). При этом гибкое колесо выполняется как элемент герметичной стенки, входной вал и генератор волн располагаются по одну сторону стенки (внутри космического аппарата), а выходное звено – по другую (в космическом пространстве). Схема герметичной волновой передачи приведена на рис. 18.2. Рис. 18.2
Преимущества и недостатки волновых передач: Преимущества:
  • Возможность реализации в одной ступени при двухволновом генераторе волн больших передаточных отношений в диапазоне от 40 до 300.
  • Высокая нагрузочная способность при относительно малых габаритах и массе.
  • Малый мертвый ход и высокая кинематическая точность.
  • Возможность передачи движения через герметичную перегородку.
  • Малый приведенный к входному валу момент инерции (для механизмов с дисковыми генераторами волн).
Недостатки:
  • Меньшая приведенная к выходному валу крутильная жесткость.
  • Сложная технология изготовления гибких зубчатых колес.
Структура волновой зубчатой передачи: Рассмотрим одноволновую зубчатую передачу с генератором волн, который образует с гибким колесом пару скольжения.


Волновая передача не может рассматриваться в рамках ранее принятых нами допущений, так как в ней содержится гибкое звено. Поэтому необходимо определить место гибкого элемента в структуре механизма. Гибкая связь обычно допускает по действием силовых воздействий определенные относительные перемещения соединяемых звеньев. Поэтому ее отнесем к отношениям между элементами или к упругой кинематической паре. Зубчатое колесо представляет собой замкнутую систему зубьев. В каждый рассматриваемый момент в контакте в высшей паре могут находится один или несколько зубьев. Так как зубчатые колеса – звенья, то зубья – элементы высшей кинематической пары. Поэтому многопарный контакт между зубчатыми колесами является контактом между элементами одной кинематической пары. Пассивные или избыточные связи, возникающие в этом контакте, относятся к внутренним связям кинематической пары и в структурном анализе на уровне звеньев не учитываются. Поэтому считаем, что в зацеплении находится один зуб. Структурная схема механизма с остановленным жестким колесом при гибком соединении зуба с валом гибкого колеса может быть представлена следующем образом.
Рис. 18.3
Волновая зубчатая передача с упругой муфтой – стаканом.
Рис. 18.4
Волновая зубчатая передача с волновой зубчатой муфтой.
Рассмотрим звенья и кинематические пары механизмов:
  • звенья:
      0 - корпус с закрепленным на нем жестким колесом.
      1 - быстроходный вал с генератором волн.
      2 - зуб гибкого колеса.
      3 - вал гибкого колеса.
  • кинематические пары:
      А1ви Е1в - одноподвижные вращательные пары.
      В2н– двухподвижная низшая пара (рис.18.5). Эта пара образована зубом гибкого колеса и кулачком генератора волн. Пара допускает два независимых движения зуба относительно кулачка: по касательной к профилю кулачка (по оси х) и в осевом направлении (по оси у). Вращение зуба вокруг оси у и перемещения его по оси z не являются независимыми и определяются формой профиля кулачка.
Рис. 18.5 Рис. 18.6
D3упр– двухподвижный упругий шарнир (рис.18.6).


Данная кинематическая пара должна обеспечивать зубу гибкого колеса 2 возможность выполнять движения деформации относительно вала 3, но относительные движения в тангенциальном направлении (по оси х) запрещены. Аналогичные движения обеспечивает пара D3муф в зубчатом соединении в волновой зубчатой муфте и пара С3вп в волновом зубчатом зацеплении (рис.18.7). Оси координат в зубчатой паре направляются так:
ось z - по касательной к профилям в точке контакта, ось х – по нормали к профилям и ось у – по линии контакта зубьев.

Рис. 18.7


Подвижность механизма подсчитывается следующим образом: n = 3, p1 = 2, p2 = 1, p3 = 2.
Wпр = 6Ч 3 - 5Ч 2 - 4Ч 1 - 3Ч 2 = 18 – 20 = -2. В механизме имеется одна местная подвижность Wм= 1 – подвижность зуба гибкого колеса в осевом направлении (по оси у).
Заданная или основная подвижность механизма W0= 1. Число избыточных связей в механизме равно:
qпр = W0 + Wм + Wпр = 1+1- (-2) = 4. Эти избыточные или пассивные связи определяют требование параллельности осей пар В,С,D и Е оси пары А. Движение всех звеньев волнового механизма осуществляется в параллельных плоскостях. Поэтому механизм волновой зубчатой передачи можно рассматривать как плоский. В этом случае:
n = 3; p1 = 3; p2 = 2;
Wпл = 3Ч 3 - 2Ч 3 - 1Ч 2 = 9 – 8 = 1.
Wм= 0; W0 = 1; qпл = W0 + Wм + Wпл = 1-1 = 0. Классификация типовых структурных схем ВЗП: В таблице 18.1 приведены наиболее распространенные структурные схемы типовых волновых зубчатых передач, а также диапазоны рекомендуемых передаточных отношений и ориентировочные значения КПД при этих передаточных отношениях. Основное отличие одной схемы от другой заключается в конструкции муфты соединяющей гибкий зубчатый венец с корпусом или с выходным тихоходным валом. В таблице показаны только три наиболее распространенных разновидности: гибкая оболочка в форме стакана, гибкая труба с шлицевым соединением и волновая зубчатая муфта. Если в передаче с гибким колесом – кольцом (в третьей из рассматриваемых схем), второе волновое зацепление выполнить как волновую зубчатую передачу, то получим двухступечатую ВЗП. Таблица 18.1


Структурная схема ВЗП uред h
1.
50… 300 uh1ж= -zг / (zж- zг) 0.95 ...0.8
2.
50… 300 uh1ж= -zг / (zж- zг) 0.9 ...0.8
3.
2000… 105  uh1ж = z1Чzг /
/ ( z1Ч- Чzж)
0.2..0.01
40… 300 Если zм= z1, то
uh1ж= -zг / (zж- zг)
0.85..0.7
Кинематика волнового механизма:
Рассмотрим идеальную фрикционную волновую передачу. В этой передачи контактирующие поверхности гибкого и жесткого колес будут соответствовать начальным поверхностям зубчатых колес. Толщину гибкого колеса принимаем бесконечно малой. Тогда срединная поверхность гибкого колеса совпадает с его начальной поверхностью. Считаем, что срединная поверхность гибкого колеса нерастяжима, то есть длина ее до и после деформирования колеса генератором волн остается неизменной. Рис. 18.8

На рис.18.8 приняты следующие обозначения: rwу - радиус начальной окружности условного колеса;
rwж - радиус начальной окружности жесткого колеса;
- радиус деформирующего диска;
rсг - радиус срединной окружности гибкого колеса;
rсу - радиус срединной окружности условного колеса;
w0 - радиальная деформация гибкого колеса.
Рассмотрим движение звеньев дифференциального волнового механизма относительно генератора волн.
Тогда угловые скорости звеньев изменятся следующим образом: Таблица 18.2
Движение механизма Звено г Звено ж Звено h Звено 0
относительно стойки wh w0=0
относительно генератора волн w*г=wг-wh w*ж=wж-wh wh-wh=0 -wh
В движении звеньев относительно генератора волн скорости звеньев равны угловым скоростям в движении относительно стойки минус угловая скорость генератора. Скорость точки жесткого колеса, совпадающей с полюсом зацепления VPж = (wж- wh) Чrwж,а скорость точки, совпадающей с полюсом на гибком колесе VPг = (wг- wh) Чrwг В полюсе зацепления нет скольжения и VPж = VPг, а так как срединную поверхность оболочки считаем нерастяжимой то VPг = VС . Тогда для движения относительно генератора волн VPж = (wж- wh) Ч rwж ;  VС = (wг- wh) Ч rwг VPж = VС Ю (wж- wh) Ч rwж = (wг- wh) Ч rwг (wж- wh)/ (wг- wh) = rwг / rwж = zг / zж ,


 
zж Ч wж + (zг – zж) Ч  wh - zгЧ wг = 0.
Для волнового зубчатого редуктора (1) :
  • при заторможенном жестком колесе wж= 0
uhгж = wh / wг = - zг / (zж – zг)
  • при заторможенном гибком колесе wг= 0
uhжг = wh / wж = zж / (zж – zг)
Расчет геометрии волнового зубчатого зацепления:
В расчете геометрии волнового зацепления существует два основных подхода. В первом методе (2) исследуется относительное движение зубьев и, на основе этого, разрабатываются рекомендации по выбору геометрических параметров зацепления. Второй метод (3) основан на использовании расчетного внутреннего зацепления жесткого колеса с условным расчетным колесом. Это колесо вписывается в деформированное гибкое колесо на участке возможного зацепления. Преимуществом первого метода можно считать относительную универсальность, которая позволяет в расчете геометрии учитывать деформации как гибкого, так и жесткого колеса под нагрузкой. Однако разработать рекомендации даже для небольшого количества конструкций ВЗП затруднительно. Второй метод позволяет использовать для расчета геометрии стандартный расчет внутреннего эвольвентного зацепления для пары колес и .
Число зубьев условного колеса рассчитывается по следующей формуле:
 
zy = zг / ( 1 ± kb Чmw)
где: mw= w0 / rсг - относительная деформация гибкого колеса.
kb - коэффициент, определяемый углом b
b - угловая координата участка постоянной кривизны деформированной кривой гибкого колеса.После определения zy определяются:
  • толщина гибкого колеса под зубчатым венцом hc
    hc = (60 + 0,2 Ч zг) Чm Чzг Ч10 –4
     
  • коэффициент смещения гибкого колеса
    xг = (ha* + c* + 0,5 Чhc/m) Чd
     
  • относительная деформация
    mw = w0 / rсг= ± [(zж – zг) / zг ] Чg
,где при внутреннем деформировании: знак ( + ) , d = 1 , g = 0,95 …1.1
,а при внешнем деформировании: знак ( - ) , d= 0,8.. 0,9 , g = 0,85 …1.1
  • радиус срединной окружности условного колеса
    rcy = ( zг + xг ± ha* ± c* ± 0,5  Чhc/m) Чm
     
  • радиус срединной окружности гибкого колеса
    rcг = ( zг / zу ) Чrcy
     
  • межосевое расстояние
    aw = ± rcг  Ч( 1 + mw) + rcy
     
  • угол зацепления
    aw = arccos [± (zж – zy) Чm Чcos a ] / (2 Чaw ).
Далее расчет ведется по стандартному алгоритму расчета внутреннего эвольвентного зацепления (3). Литература:
    1. Гинзбург Е.Г. Волновые зубчатые передачи. – Л.: Машиностроение, 1969. – 159 с., ил.
    2. Волновые механические передачи. Методические рекомендации. – М.: НИИИ по Машиностроению, 1976. – 83 с., ил.
    3. Волновые зубчатые передачи. Роботы-манипуляторы. Конспект лекций. – М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1980. – 58 с., ил.


Содержание раздела