Лекции ТММ

          

Прямая задача динамики машин


Прямая задача динамики машин
ЛЕКЦИЯ 6
Прямая задача динамики машин
Краткое содержание: Прямая задача динамики машин. Понятие о динамической модели машины при W=1. Уравнения движения динамической модели. Параметры динамической модели: Iпрa - приведенный суммарный момент инерции механизма и Мпрa - приведенный суммарный момент внешних сил. Механические характеристики машин. Пример на определение параметров динамической модели. Режимы движения машины. Режим движения пуск-останов. Определение управляющих сил по параметрам движения при пуске и останове. Алгоритм решения прямой задачи динамики при неустановившемся режиме движения машины.

Прямая задача динамики машин.

Прямая задача динамики машины, как отмечалось и ранее, является задачей анализа, задачей по определению закона движения механической системы под действием заданных внешних сил. При решении этой задачи параметры машинного агрегата и действующие на него внешние силы известны, необходимо определить закон движения: скорости и ускорения в функции времени или обобщенной координаты. Иначе эту задачу можно сформулировать так: заданы управляющие силы и силы внешнего сопротивления, определить обеспечиваемый ими закон движения машины. Обратная задача - это задача синтеза управления, когда задан требуемый закон движения машины и внешние силы сопротивления, а определяются управляющие силы. При решении задач динамики используются либо уравнения силового равновесия системы - метод кинетостатики, либо уравнения энергетического равновесия - закон сохранения энергии. Для идеальной механической системы, в которой не потерь энергии и звенья абсолютно жесткие, этот закон можно применять в виде теоремы о изменении кинетической энергии. Согласно этой теореме работа всех внешних сил действующих на систему расходуется только на изменение ее кинетической энергии. При этом потенциальные силы - силы веса рассматриваются как внешние

Прямая задача динамики машин
где D T - изменение кинетической энергии системы, T - текущее значение кинетической энергии системы, Tнач -начальное значение кинетической энергии системы,
Прямая задача динамики машин
суммарная работа внешних сил, действующих на систему. /i

Рассмотрим сложную механическую систему (рис.6.1), состоящую из n подвижных звеньев из которых r - звеньев совершают вращательное движение, j - плоское, k - поступательное.
Основная подвижность системы равна W=1. На систему действуют: f - внешних сил и m - внешних моментов. Движение этой системы определяется изменением одной независимой обобщенной координаты. Такую систему при решении задач динамики можно заменить более простой динамической моделью. Положение звена этой модели определяется обобщенной координатой, а динамические параметры заменяются: инерционные - суммарным приведенным моментом инерции Iпрa , силовые - суммарным приведенным моментом Мпрa . Эти параметры динамической модели рассчитываются по критериям подобия модели и объекта, которые определяются соответственно из равенства правых и левых частей уравнений изменения кинетической энергии для модели и объекта, т.е.

Прямая задача динамики машин
Рис 6.1
где

Прямая задача динамики машин
- сумма работ всех внешних сил, действующих на систему,
Прямая задача динамики машин
- работа суммарного приведенного момента,
Прямая задача динамики машин
- сумма кинетических энергий звеньев системы,
Прямая задача динамики машин
- кинетическая энергия динамической модели. Уравнения движения динамической модели Уравнение движения динамической модели в интегральной форме. Запишем для динамической модели теорему о изменении кинетической энергии
Прямая задача динамики машин
где
Прямая задача динамики машин
и уравнение движения динамической модели в интегральной или энергетической форме
Прямая задача динамики машин
Из этого уравнения после преобразований
Прямая задача динамики машин
получим формулу для расчета угловой скорости звена приведения. Для машин работающих в режиме пуск-останов
Прямая задача динамики машин
формула принимает вид
Прямая задача динамики машин
Уравнение движения динамической модели в дифференциальной форме. Продифференцируем полученное выше уравнение по обобщенной координате
Прямая задача динамики машин
где
Прямая задача динамики машин
Прямая задача динамики машин
После подстановки получим
Прямая задача динамики машин
уравнение движения динамической модели в дифференциальной форме. Из этого уравнения после преобразований
Прямая задача динамики машин
получим формулу для расчета углового ускорения звена приведения. Для механических систем в которых приведенный момент не зависит от положения звеньев механизма.
Прямая задача динамики машин
Определение параметров динамической модели машины (приведение сил и масс). Рассмотрим изображенную на рис. 6.1 механическую систему и ее динамическую модель. Запишем для них уравнение изменения кинетической энергии.


Кинетическая энергия:
  • для механической системы
    Прямая задача динамики машин
  • для модели
    Прямая задача динамики машин
Суммарная работа внешних сил:
  • для механической системы
    Прямая задача динамики машин
  • для модели
    Прямая задача динамики машин
Модель будет энергетически эквивалентна рассматриваемой механической системе, если правые и левые части уравнений изменения кинетической энергии для модели и для системы будут соответственно равны. То есть для левых частей выполняется условие Тс = Тм , а для правых - Aa c = Aa м. Для того чтобы второе равенство выполнялось в течение всего диапазона изменения обобщенной координаты, необходимо обеспечить не равенство интегралов, а равенство подынтегральных выражений dAa c =dAa м. Подставляя в равенства, записанные ранее выражения для кинетических энергий и работ получим: для левых частей
Прямая задача динамики машин
для правых частей
Прямая задача динамики машин
Из уравнения для левых частей получаем формулу для определения приведенного суммарного момента инерции динамической модели
Прямая задача динамики машин
Из уравнения для правых частей получаем формулу для определения приведенного суммарного момента динамической модели
Прямая задача динамики машин
Механические характеристики машин. Механической характеристикой машины называется зависимость силы или момента на выходном валу или рабочем органе машины от скорости или перемещения точки или звена ее приложения. Рассмотрим примеры механических характеристик различных машин.
  • Двигатели внутреннего сгорания (ДВС):


    • четырехтактный ДВС
    • Прямая задача динамики машин
      Рис 6.2
      Индикаторная диаграмма - графическое изображение зависимости давления в цилиндре поршневой машины от хода поршня.
    • двухтактный ДВС


    • Прямая задача динамики машин
      Рис 6.3
  • Электродвигатели
    • асинхронный электродвигатель переменного тока
    • На диаграмме: Мдп - пусковой момент; Мдн - номинальный крутящий момент; Мдк или Мдmax - критический или максимальный момент; wдн - номинальная круговая частота вращения вала двигателя; wдхх или wдс - частота вращения вала двигателя холостого хода или синхронная. Уравнение статической характеристики асинхронного электродвигателя на линеаризованном участке устойчивой части
      Прямая задача динамики машин
      где Мд - движущий момент на валу двигателя, - круговая частота вала двигателя ,
      Прямая задача динамики машин
      Статическая характеристика асинхронного двигателя, выражающая зависимость нагрузки от скольжения, определяется формулой Клосса
      Прямая задача динамики машин
      Прямая задача динамики машин
      Рис 6.4
    • двигатель постоянного тока с независимым возбуждением
    Прямая задача динамики машин
    Рис 6.5
    Уравнение статической характеристики для двигателя постоянного тока с независимым возбуждением
    Прямая задача динамики машин
    где k = Мдн (wдхх - wдн ). В электрических параметрах характеристика записывается в следующем виде
    Прямая задача динамики машин
    где kM = Mдн/Iян - коэффициент момента, kw = (Uян - Rян *Iян ) / w дн - коэффициент противоэлектродвижущей силы, - напряжение в цепи якоря, Rя - сопротивление цепи якоря
  • Рабочие машины
    • поршневой насос




    • Прямая задача динамики машин
      Рис 6.6
    • поршневой компрессор
    • Прямая задача динамики машин
      Рис 6.7
      Линии bc и ad - линии сжатия и расширения газа (воздуха) определяются параметрами газа (объемом, давлением и температурой) и в общем виде описываются уравнением политропы p? Vn = const , где n - показатель политропы ( 1 n 0 ).
    • строгальный станок
    • Прямая задача динамики машин
      Рис 6.8
      Механические характеристики определяют внешние силы и моменты, действующие на входные и выходные звенья, рассматриваемой механической системы со стороны взаимодействующих с ней внешних систем и окружающей среды. Характеристики определяются экспериментально, по результатам экспериментов получают регрессионные эмпирические модели, которые в дальнейшем используются при проведении динамических расчетов машин и механизмов.
Пример на определение параметров динамической модели(на приведение сил и масс ). Дано: Кинематическая схема механизма поршневого насоса( li, j i ), Мд , Fc , mi , ISi ;
Прямая задача динамики машин
Рис 6.8
Прямая задача динамики машин
Рис 6.9
Определить: Мпрa , Iпрa =? 1. Определение сил веса Gi = mi ?g. 2.Определение кинематических передаточных функций. Простой и наглядный метод определения передаточных функций - графоаналитический метод планов возможных скоростей. При этом в произвольном масштабе строятся планы скоростей для рада положений цикла движения механизма. По отрезкам плана скоростей рассчитываются соответствующие передаточные функции по следующим формулам ( для машины, схема которой изображена на рис.6.8 ): Передаточные функции:
Прямая задача динамики машин
По этим формулам строятся цикловые диаграммы передаточных функций для рассматриваемого механизма ( см. рис. 6.9 ).
Прямая задача динамики машин
3. Определение суммарного приведенного момента Мпрa Для определения суммарного приведенного момента необходимо просуммировать приведенные моменты от всех внешних сил, действующих на рассматриваемую систему. Приведенный момент от силы равен скалярному произведению вектора силы на вектор передаточной функции точки ее приложения, от момента - произведению момента на передаточное отношение от звена приложения момента к звену приведения. На рассматриваемую систему действуют силы веса звеньев Gi , сила сопротивления и движущий момент Мд . Приведенный момент от этих сил рассчитывается по формуле:
Прямая задача динамики машин
Прямая задача динамики машин




4. Определение суммарного приведенного момента инерции Iпрa . Для определения суммарного приведенного момента инерции необходимо просуммировать приведенные моменты инерции от всех масс и моментов инерции подвижных звеньев рассматриваемой системы. Приведенный момент инерции от массы равен произведению массы на квадрат передаточной функции ее центра, от момента инерции - произведению момента инерции звена на квадрат передаточного отношения от этого звена к звену приведения. Инерционность рассматриваемой системы определяется массами звеньев 2 и 3 и моментами инерции ротора двигателя, редуктора, коленчатого вала, маховика и звена 2. В суммарный приведенный момент инерции входят как составляющие не зависящие от положения механизма, так и составляющие, зависящие от обобщенной координаты. Первые имеют постоянный момент инерции и относятся к первой группе звеньев, момент инерции других - переменный, они образуют вторую группу. Приведенный момент для рассматриваемой системы определяется по формуле:
Прямая задача динамики машин
Прямая задача динамики машин
Рис. 6.12
Таким образом выполнена поставленная задача - определены параметры динамической модели поршневого насоса: приведенный суммарный момент Мпрa и приведенный суммарный момент инерции Iпрa .

Содержание раздела